Алтайская краевая общественная организация "ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ШАХМАТНЫЙ КЛУБ"

Алтайская краевая общественная организация "ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ШАХМАТНЫЙ КЛУБ"

Во время турнира шахматный мастер должен быть воздержанным монахом и хищником в одном лице. Хищником по отношению к сопернику, аскетом в повседневной жизни.
Александр Алехин

Поделиться Добавить на iGoogle

  •   Форум клуба
  •   Блог
  •   Гостевая книга
  •   Личный кабинет
  •   Контакты
  •   Обратная связь
  •   Партнеры клуба
  •   Карта сайта
  • Поиск по сайту

    Пользователь

    Не зарегистрирован


    Вход
    Забыли пароль?
    Регистрация
    Рубрики

    Aeroflot Open Chess960 Fire Fritz Moscow Open Rybka Shredder Ануфриенко Артефакты Белая ладья видео Высшая лига Гран-при ГШК Дворкович ДЮСШ Ефанов Заочные шахматы Захарова Илюмжинов Интеллиада интернет-турнир Кардашевский Карпов Каспаров Клименко компьютерные шахматы Костенюк Кубок России Кураш Ларин Маркова Первая лига Первенство края Первенство СФО Полянцев Правила ФИДЕ РГСУ Реутов РШФ Сорокин спартакиада Стрелкова темпо-турнир технологии турнир фестиваль ФИДЕ флеш фото

    Все теги

    Будь в курсе!

    Словарь шахматных терминов (И - М)

    Игра вслепую — игра не глядя на доску, одна из разновидностей показательных выступлений. В последнее время для повышения зрелищности игра «вслепую» включена в программу международных турниров («Амбер-турнир»). Однако в нем игрокам разрешается использовать для удобства изображение пустой шахматной доски (на дисплее компьютера).

    Инициатива — преимущество активной стороны, могущей навязать обороняющейся стороне стиль и темп борьбы, подготовить и осуществить атаку и т. п.

    Капкан — ловушка, приводящая «попавшуюся» сторону к неизбежной потере ферзя или фигуры.

    Качество — «вес», отличающий тяжёлую фигуру от лёгкой; «выиграть качество» или «пожертвовать качество» означает операцию, при которой один из игроков выигрывает (или жертвует) ладью, отдав (получив) за неё лёгкую фигуру.

    Квалификация шахматная — признанный в соответствии с правилами (кодексом) уровень силы шахматиста. Фиксируется в виде присвоения соответствующих званий и разрядов (например, национальный мастер, мастер ФИДЕ, международный мастер, международный гроссмейстер). Соответствующие разряды и звания присваиваются не только шахматистам-игрокам, но и шахматным композиторам.

    Кингчесс — разновидность шахмат, основанная на пустой доске в начале партии. В процессе партии соперники постепенно выставляют свои фигуры на доску.

    Классика — партия, игранная с обычным (классическим) контролем времени (в отличие от быстрых шахмат или блица).

    Комбинация — форсированный вариант с жертвой (определение принадлежит М. М. Ботвиннику).

    Контргамбит — разновидность дебюта, в которой осуществляется встречная жертва материала для противодействия планам противника. Например, контргамбит Фалькбеера в королевском гамбите (1.e4 e5 2.f4 d5).

    Контригра — возможность встречной игры против слабостей противника.

    Кооперативный мат — разновидность шахматной задачи, в которой сторона, получающая мат, оказывает содействие матующей стороне.

    Крепость — разновидность ничейных позиций в эндшпиле, при которой сильнейшая сторона не может одержать победу даже при наличии большого материального преимущества (например, некоторые позиции, при которых ладья с пешкой образуют неприступную крепость против ферзя).

    Лавирование — маневры позиционного характера, в ходе которых поддерживается общее напряжение, неопределённость, и стороны не обнаруживают до конца своих намерений.

    Ласкеровская компенсация — компенсация за ферзя в виде ладьи, пешки и лёгкой фигуры (как правило, слона). Термин образован от фамилии второго официального чемпиона мира по шахматам Эмануила Ласкера, неоднократно и с успехом осуществлявшего подобный размен сильнейшей фигуры.

    Лёгкая партия — партия, игранная вне официальных соревнований (в отличие от турнирной или матчевой партии).

    Ловушка — один из приёмов борьбы в практической партии, когда сторона, устраивающая ловушку, рассчитывает на опрометчивость противника, который соблазнится «отравленной» пешкой или оставленным под боем ферзем и получит «взамен» мат или потерпит существенный материальный урон.

    Маленькое качество — так иногда называют преимущество двух слонов.

    Мат — в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.

    Мат Легаля — матовая конструкция, предполагающая жертву ферзя и объявление мата тремя лёгкими фигурами (схема этой конструкции: 1.e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1?? 6.C:f7+ Kpe7 7.Kd5x). Название мата происходит от имени Кермюра Сира Де Легаля, впервые осуществившего данный мат в практической партии против кавалера Сен-Бри (1787, Париж, кафе «Режанс»). Правда, ход К:е5 Легаль делал при чёрном коне на с6, и Сен-Бри мог выиграть фигуру, просто взяв коня на е5 (а не получить мат после взятия ферзя на d1).

    Мат линейный — мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьёй и ферзём, двумя ферзями).

    Мат спёртый — мат, объявляемый конём, при котором матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.

    Мат эполетный — мат, объявляемый ферзём, при котором матуемый король с обоих сторон ограничен собственными ладьями («эполетами») (например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8).

    Матовая сеть — позиция, в которой король слабейшей стороны не может избежать мата ввиду того, что все возможные поля для отступления перекрыты собственными фигурами или контролируются атакующей стороной.

    Материал — фигуры и пешки, которыми располагает игрок в шахматной партии. Обладание лишним материалом предопределяет материальное преимущество. Отдача материала для получения решающего преимущества — комбинация, жертва.

    Мельница — типовая комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, объявляемых атакующей стороной.

    Миниатюра — 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок проигравшей стороны;

    2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур (не больше семи, включая королей).

    Миттельшпиль — середина, основная часть шахматной партии, обычно следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводить к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.

    Мишень — фигура или поле, которые являются объектом комбинации или атаки.

    Текст доступен на условиях лицензии Creative Commons Attribution/Share-Alike

    Версия для печати

    Детско-юношеский шахматный клуб г. Барнаул на twitter

    Играть сейчас!

    Новая задача от Shredder каждый день!

    Блог

    05.10.2012 | 12:08:51

    24.10.2011 | 11:57:01

    24.09.2011 | 12:30:56

    04.08.2011 | 04:56:39

    05.05.2011 | 10:57:00




    ГлавнаяНовостиПомочь сайтуПоложенияСсылкиПолезная информацияКарта сайта

    Rambler's Top100
    Администрация может не разделять мнение авторов. При использовании материалов гиперссылка на www.juniorchess.ru обязательна.
    © JuniorChess.ru 2010-2013
    Работает на Amiro CMS - Free