Алтайская краевая общественная организация "ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ШАХМАТНЫЙ КЛУБ"

Алтайская краевая общественная организация "ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ШАХМАТНЫЙ КЛУБ"

На шахматной доске лжи и лицемерию нет места. Красота шахматной комбинации в том, что она всегда правдива.
Эмануил Ласкер

Поделиться Добавить на iGoogle

  •   Форум клуба
  •   Блог
  •   Гостевая книга
  •   Личный кабинет
  •   Контакты
  •   Обратная связь
  •   Партнеры клуба
  •   Карта сайта
  • Поиск по сайту

    Пользователь

    Не зарегистрирован


    Вход
    Забыли пароль?
    Регистрация
    Рубрики

    Aeroflot Open Chess960 Fire Fritz Moscow Open Rybka Shredder Ануфриенко Артефакты Белая ладья видео Высшая лига Гран-при ГШК Дворкович ДЮСШ Ефанов Заочные шахматы Захарова Илюмжинов Интеллиада интернет-турнир Кардашевский Карпов Каспаров Клименко компьютерные шахматы Костенюк Кубок России Кураш Ларин Маркова Первая лига Первенство края Первенство СФО Полянцев Правила ФИДЕ РГСУ Реутов РШФ Сорокин спартакиада Стрелкова темпо-турнир технологии турнир фестиваль ФИДЕ флеш фото

    Все теги

    Будь в курсе!

    Словарь шахматных терминов (С - Я)

    Связка — положение, когда фигура не может сделать ход из-за того, что после её хода поле, на котором стоит король, будет атаковано. Связанной может также быть фигура, ход которой приведет к потере ферзя или проигрышу качества.

    Сеанс одновременной игры — средство популяризации шахмат, мероприятие, в ходе которого сильный шахматист (сеансер) играет одновременно ряд партий (от нескольких партий до нескольких сотен партий) с шахматистами более низкой квалификации.

    Скахография — жанр шахматной композиции, при которой расположение шахматных фигур образует очертания букв, цифр или какие-то рисунки (например, очертания новогодней ёлки).

    «Слепота» шахматная — «затмение» во время игры, при которой игрок не видит очевидных выигрывающих продолжений или совершает грубый зевок, ведущий к проигрышу или утрате решающего перевеса.

    Стратегия шахматная — долговременный план, на реализацию которого направлены конкретные ходы и операции. Общая линия стратегии определяется прежде всего требованиями позиции и включает в себя оценку позиции, определение конечной цели (борьба за победу или за ничью), методов достижения последней (обострение игры, блеф, переход в эндшпиль и т. п.).

    Табия — хорошо изученная дебютная позиция, с достижения которой игроки начинают делать собственные, не «книжные» ходы. В старинных шахматах фигуры не отличались современной динамикой и дальнобойностью, и требовалось немало времени, чтобы разыграть дебют. Поэтому по договорённости игра сразу начиналась с табий.

    Тактика шахматная — система приёмов (прежде всего с использованием комбинаций), позволяющих достичь преимущества или свести партию к ничьей. К приёмам шахматной тактики относят разнообразные типичные средства («отвлечение», «завлечение», «уничтожение защиты» и пр.).

    Темп — 1) ритм игры; 2) отдельный ход (в этом смысле потеря темпа — лишний ход, то есть потеря времени).

    Теория шахматная — сфера анализа и обобщения практики, выявление определённых закономерностей, присущих шахматной игре на различных её стадиях (теория дебюта, теория окончаний и т. п.).

    Турнир — разновидность (наряду с матчем) шахматного соревнования, при котором ряд участников играет с друг другом. Типичный пример — круговой турнир, в котором каждый участник играет со всеми остальными. Турнир по швейцарской системе позволяет провести соревнование с многими десятками (и даже сотнями) участников посредством проводимой после каждого тура жеребьёвки (в каждом новом туре играют между собой участники, имеющие примерно равное количество очков). Турнир по шевенингенской системе предполагает соревнование команд, где в конечном счете каждый участник одной команды играет партию с каждым участником другой команды.

    Турнирная таблица — документ, позволяющий оценить текущее турнирное положение участников турнира (по выставляемым в таблице результатам туров)или их итоговый результат (итоговая таблица).

    Фаланга — пешечная цепь.

    Фейерверк — каскад жертв при осуществлении комбинации.

    Фианкетто — или фианкетирование, термин обозначающий развитие слона на большую диагональ под защитой пешечного «домика» (например, слона на g2 при пешках f2, g3 и h2).

    Фланг — край доски, расположенный на вертикалях a, b, c и f, g, h. Королевский фланг — фланг, ближний к королю в начале шахматной партии, на вертикалях f, g, h. Ферзевый фланг — фланг, ближний к ферзю в начале шахматной партии, на вертикалях a, b, c.

    Фишеровские шахматы (рэндом-чесс) — шахматы, в которых фигуры стоят на исходных позициях иным образом (но симметрично у белых и черных), чем в классических шахматах (пешки же по-прежнему занимают второй ряд) — причём слоны обязательно стоят на полях разного цвета и ладьи с разных сторон от короля. Позиции в этой разновидности шахмат недостаточно изучены теорией и носят более «свежий» и оригинальный характер.

    Форпост — выдвинутая во вражеский лагерь (то есть за демаркационную линию) фигура (как правило, конь), защищённая пешкой. Например, конь на поле e6, защищённый пешкой d5 или (и) f5.

    Форсирование — осуществление серии ходов, на которые противник вынужден отвечать только определённым образом (например, при разменах, при объявлении шахов и т. п.). Форсированные варианты облегчают предварительный расчёт.

    Форточка — поле, на которое может отступить король в случае шаха по первой (последней) горизонтали. Соответственно, «сделать форточку» — это сделать ход одной из пешек, прикрывающих позицию рокировки. В случае отсутствия «форточки» принято говорить о возможной слабости первой (для белых) или последней (для чёрных) горизонтали.

    Ход — передвижение фигуры или пешки с одного поля на другое. Ход считается сделанным, если игрок поставил фигуру или пешку на поле и отпустил ее. Ходы шахматной партии, сыгранной в официальных соревнованиях, записываются посредством шахматной нотации. В случае рокировки и взятия в ходе могут участвовать две фигуры. См. также полуход.

    Цейтнот — нехватка времени на обдумывание хода.

    Центр — поля с индексами e4-e5-d4-d5. Понятие расширенного центра включает также смежные с указанными поля.

    Цугцванг — положение, при котором у одной из сторон или у обеих сразу (взаимный цугцванг) нет полезных ходов, так что любой ход игрока ведёт к ухудшению его собственной позиции.

    Часы шахматные — особая разновидность часов, в которых совмещены два циферблата (или электронных табло) и при совершении хода особый механизм (или электрическое реле) переключает часы таким образом, что идут часы того, кто обдумывает ход. Нехватка времени вызывает цейтнот, а его исчерпание (в случае, если не сделано предусмотренное количество ходов) означает просрочку времени и поражение.

    Часы Фишера — часы, в которых предусмотрено прибавление нескольких секунд за каждый сделанный ход (то есть, возможность просрочки времени в выигрышной позиции минимизируется).

    Шах — позиция, в которой король атакован вражеской фигурой или пешкой. Двойной шах — позиция, в которой королю объявляют шах сразу две фигуры.

    Шахматная композиция — область шахматного искусства, в которой художники (шахматные композиторы) составляют позиции (задачи и этюды), в которых те или иные идеи, принципы и приемы выражаются в чистом виде и имеют ярко выраженную эстетическую окраску.

    Шахматная фигура — Конь, Король, Ладья, Слон, Ферзь. Лёгкая фигура — конь или слон. Тяжёлая фигура — ладья или ферзь (в отличие от легких фигур, отдельная тяжёлая фигура может при поддержке короля поставить мат одинокому королю противника).

    Эстетика шахмат — способность шахматной игры доставлять эстетическое удовольствие (красота и парадоксальность возникающих в ходе игры позиций, красота замысла, красота отдельного хода или партии в целом, красота борьбы и т. п.).

    Эксцельсиор — разновидность шахматной задачи (этюда), в ходе решения которого пешка из первоначального положения ход за ходом движется в ферзи.

    Эндшпиль — заключительный этап шахматной партии.

    Этюд шахматный — произведение шахматной композиции, искусственно составленная позиция, в которой необходимо найти единственно верный путь (как правило, неочевидный, парадоксальный) для достижения поставленной задачи (достижение выигрыша или ничьей).

    Текст доступен на условиях лицензии Creative Commons Attribution/Share-Alike

    Версия для печати

    Детско-юношеский шахматный клуб г. Барнаул на twitter

    Играть сейчас!

    Новая задача от Shredder каждый день!

    Блог

    05.10.2012 | 12:08:51

    24.10.2011 | 11:57:01

    24.09.2011 | 12:30:56

    04.08.2011 | 04:56:39

    05.05.2011 | 10:57:00




    ГлавнаяНовостиПомочь сайтуПоложенияСсылкиПолезная информацияКарта сайта

    Rambler's Top100
    Администрация может не разделять мнение авторов. При использовании материалов гиперссылка на www.juniorchess.ru обязательна.
    © JuniorChess.ru 2010-2013
    Работает на Amiro CMS - Free